В начале января нового, 1848 года, Гоголь решил осуществить план давно задуманного паломничества к святым местам. Он отправился на Мальту, а оттуда — в Иерусалим.
Поездки Гоголя по Святым местам можно с полным правом назвать паломничеством — они всегда были для него насущно необходимы как в литературном, так и в духовном отношении; то и другое сливалось у Гоголя (особенно в последнее десятилетие его жизни) воедино. При этом духовное все более начинало преобладать над литературным. Это паломничество оборвалось в то время, когда он на многие свои запросы к Церкви получил ответ.
В рецензии на книгу «Путешествие к Святым местам, совершенное в XVII столетии Иеродиаконом Троицкой Лавры» (предназначавшейся для пушкинского «Современника»), Гоголь писал: «Путешествия в Иерусалим производят действие магическое в нашем народе. Это одна из тех книг, которые больше всего и благоговейнее всего читаются. Почти такое производит на них впечатление путешествие в Цареград, как будто невольная признательная черта, сохранившаяся в русском племени, за тот свет, который некогда истекал оттуда. Нередко русский мещанин, промышленник сколько-нибудь ученый, бросив дела, отправлялся сам в Иерусалим и Цареград…»
В апреле морским путем, через Константинополь, на пароходе-фрегате «Херсонес» Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, где живет у графа А. П. Толстого на Никитском бульваре, 7, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах – Малороссии.
Иерусалим
Борис Берзак
Комментарии (0)