Так Антон Павлович отозвался о блестящем дебюте Художественно-Общедоступного театра, созданного в 1898 году К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко.
В первом сезоне театр представил на суд зрителей чеховскую «Чайку». В последующие годы были осуществлены и другие постановки по пьесам Антона Павловича: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».
Долгое время театр не имел своей сцены.
«Художественный театр мечтает о новом помещении. Нынешнее его положение в Каретном ряду не особенно удобно: каждый год приходится на пост и лето перевозить все громадное имущество в другое место, так как г. Щукин эксплуатирует театр для себя. Теперь у Художественного театра в виду три комбинации: или будет построен собственный большой театр, <...> или г. Щукин сдаст свой театр на продолжительный срок, <...> или, наконец, будет снят Лианозовский театр, в Газетном пер., освобождающийся с переселением антрепризы Омона в новый театр, на Садовой».
(«Заметки» Фланера, «Новости дня», 1901, № 6625, 21 ноября)
Вопрос о постройке нового театра был решен к концу 1901 года.
«Поздравляю, шлю всем дружеский привет и от души желаю Художественному театру девятьсот третий встретить уже на новоселье.»
(А. П. Чехов. Письмо Вл. И. Немировичу-Данченко 31 декабря 1901 г. Ялта)
В 1902 году Художественный театр арендовал на 12 лет здание театра Лианозова в Камергерском переулке. История здания уходит корнями в XVIII век, его владельцами были стольник А. И. Милославский, князь Одоевский П. И. и его наследники, С. А. Римский-Корсаков, купцы Г. Лианозов и М. Степанов. Дом сносили, строили и перестраивали, сдавали помещения внаем для проживания и под размещение различных заведений. В 1882 году, по проекту архитектора М. Н. Чичагова купец Г. Лианозов реконструировал здание под театр. На его сцене шли спектакли театра Ф. А. Корша, театра фарса Шарля Омона и других театральных коллективов.
22 апреля 1902 года на средства мецената С. Морозова, в творческом союзе с художественными руководителями театра, архитектор Ф. Шехтель реконструировал здание, модернизировал зал и сцену, оформил интерьеры. Над новыми театральными подъездами разместили первые в Москве фонари-светильники с дуговыми лампами, в 1903 году скульптор А. С. Голубкина выполнила горельеф «Пловец» над входом в театр.
«Вчера Морозов привозил нам план, и мы были все довольны. У всех будут хорошие уборные и все удобства. Вам, Антон Павлович, я устрою тоже маленький кабинетик, где бы Вы могли пробовать голоса и дикцию артисток, так как Вы назначаетесь их директором.»
(А. Л. Вишневский . Письмо Чехову А. П. 17 марта 1902 г. Петербург)
5 ноября 1902 года на новой сцене Художественного театра состоялась премьера пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы».
«Многоуважаемая Александра Алексеевна! <...> по случаю морозов я почти весь день сижу дома, выхожу на улицу раз в три дня — не чаще. Сегодня постараюсь повидаться в Вами на «Власти тьмы», если буду в театре <...> Искренно Вас уважающий и преданный А. Чехов.»
(А. П. Чехов . Письмо А. А. Андреевой. 5 ноября 1902 г. Москва)
17/29 января 1904 года, в день рождения Антона Павловича на сцене Художественного театра шла премьера его пьесы «Вишневый сад», приуроченная к 25-летию литературной деятельности писателя. На юбилейном чествование присутствовал автор.
«Дорогой Федор Дмитриевич, уверяю Вас, юбилей мой (если говорить о 25) еще не наступил и будет не скоро. <...> первая безделушка в 10-15 строк была напечатана в марте или апреле 1880 г. в «Стрекозе»; если быть очень снисходительным и считать началом именно эту безделушку, то и тогда мой юбилей пришлось бы праздновать не раньше, как в 1905 г. Как бы ни было, на первом представлении «Вишневого сада», 17 янв, меня чествовали, и так широко, радушно и в сущности так неожиданно, что я до сих пор никак не могу прийти в себя.»
(А. П. Чехов . Письмо Ф. Д. Батюшкову 19 января 1904 г. Москва)
С 1989 года Московский Художественный театр носит имя А. П. Чехова.
Московский Художественный театр
Н.В. Демидова, главный библиограф библиотеки №8 имени А.П. Чехова
Комментарии (0)